План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в сфере образования Сокольского муниципального района Нижегородской области»

О внесении изменений в План мероприятий Дорожная карта») «Изменения в сфере образования Сокольского муниципального района», утвержденный распоряжением администрации Сокольского муниципального района от 20 марта 2013 года № 215


 

 

Администрация Сокольского муниципального района

Нижегородской области

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

03.06.2014 года

393

 

О внесении изменений в План мероприятий («дорожную карту»)

«Изменения в сфере образования Сокольского муниципального

района»

 

В   В целях реализации перечня поручений Президента Российской Федерации от 18 октября 2013 года № Пр-2431 и от 27 декабря 2013 года № Пр-3086, поручений Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2013 года № ДМ-П13-9589, от 6 февраля 2014 года № ОГ-П12-23пр и от 13 марта 2014 года № ОГ-П12-57пр:

  1. Внести в План мероприятий («дорожную карту») «Изменения в сфере образования Сокольского муниципального района», утвержденный распоряжением администрации Сокольского муниципального района от 20 марта 2013 года № 215, изменения, изложив его в новой редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.

  2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя главы администрации по социальной политике Сокольского муниципального района В.А.Новожилова.

 

 

 

 

 

Глава администрации                                                                       И.В.Бобров

 


 

Приложение

 

к распоряжению администрации

 

Сокольского муниципального района

 

Нижегородской области

 

393 от 03.06.2014 г.

 

 

 

 

 

План

 

мероприятий («дорожная карта») «Изменения в сфере образования Сокольского муниципального района»

 

 

 

 

 

I. Изменения в дошкольном образовании, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту

 

 

 

1.  Основные направления

 

 

 

Доступность дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования для всех категорий граждан независимо от социального и имущественного статуса и состояния здоровья.

 

Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации, включает в себя:

 

- реализацию государственной программы "Ликвидация очередности в дошкольных образовательных организациях Нижегородской области детей в возрасте 3 - 7 лет на период до 2023 года", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 19 сентября 2012 года № 646, по следующим направлениям: использование ресурсов существующих муниципальных дошкольных образовательных организаций (далее - МДОО); капитальный ремонт существующих МДОО; капитальный ремонт пустующих зданий образовательных организаций; возврат и капитальный ремонт ранее переданных зданий МДОО; создание и капитальный ремонт МДОО на базе общеобразовательных организаций; создание семейных детских садов.

 

Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования включает в себя:

 

внедрение в рамках своей компетенции федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;

 

кадровое обеспечение системы дошкольного образования;

 

внедрение в рамках своей компетенции системы оценки качества дошкольного образования;

 

проведение аттестации педагогических работников организаций дошкольного образования с последующим их переводом на эффективный контракт.

 

Введение эффективного контракта в дошкольном образовании (в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в муниципальных учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р), включает в себя:

 

- внедрение в рамках своей компетенции механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций дошкольного образования, внедрение в рамках своей компетенции механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций дошкольного образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых муниципальных услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации дошкольного образования на основе рекомендаций, разработанных Министерством образования и науки Российской Федерации;

 

- информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.

 

 

 

2. Ожидаемые результаты

 

 

 

Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации, предусматривает обеспечение всех детей в возрасте от 3 до 7 лет возможностью получать услуги дошкольного образования, в том числе за счет снижения стоимости создания одного места в дошкольной образовательной организации путем увеличения мощности действующих детских садов.

 

Обеспечение качества услуг дошкольного образования предусматривает:

 

обновление основных образовательных программ дошкольного образования с учетом требований стандартов дошкольного образования;

 

введение оценки деятельности организаций дошкольного образования на основе показателей эффективности их деятельности.

 

Введение эффективного контракта в дошкольном образовании предусматривает обеспечение обновления кадрового состава и привлечение молодых талантливых педагогов для работы в дошкольном образовании.

 

 

 

3. Основные количественные характеристики системы дошкольного образования

 

 

 

п/п

 Наименование показателя

Единица измерения 

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

 

1

Численность детей дошкольного возраста

чел.

853

892

876

855

836

831

845

 

1.1

до 1 года

чел.

95

120

120

120

120

120

120

 

1.2

1 год

чел.

106

95

120

120

120

120

120

 

1.3

2 года

чел.

125

106

95

120

120

120

120

 

1.4

3 года

чел.

129

125

106

95

120

120

120

 

1.5

4 года

чел.

141

129

125

106

95

120

120

 

1.6

5 лет

чел.

136

141

129

125

106

95

120

 

1.7

6 лет

чел.

94

136

141

129

125

106

95

 

1.8

7 лет

чел.

27

40

40

40

30

30

30

 

1.9.

Численность детей дошкольного возраста от 1 года до 7 лет

 

853

892

876

855

836

831

845

 

2

численность воспитанников дошкольных образовательных организаций

чел.

632

627

645

637

625

635

654

 

2.1

до 1 года

чел.

0

0

0

3

3

3

3

 

2.2

1 год

чел.

32

25

38

42

56

56

61

 

2.3

2 года

чел.

108

90

86

116

117

117

118

 

2.4

3 года

чел.

104

108

104

95

120

120

120

 

2.5

4 года

чел.

136

120

105

106

95

120

120

 

2.6

5 лет

чел.

131

141

129

125

106

95

120

 

2.7

6 лет

чел.

94

136

141

129

125

106

95

 

2.8

7 лет

чел.

27

40

40

40

30

30

30

 

2.9.

численность воспитанников дошкольных образовательных организаций от 1 года до 7 лет

 

632

660

645

637

625

635

654

 

3

Охват детей дошкольным образованием от 1 года до 7 лет (по возрастам)

%

74,1

74,0

88,6

91,9

92,0

92,0

92,7

 

3.1

1 год

%

30,2

26,2

31,7

35,0

46,7

46,7

50,8

 

 

 

3.2

2 года

%

86,4

84,9

90,5

96,6

97,5

97,5

98,3

 

 

 

3.3

3 года

 

%

74,8

86,4

98,1

100

100

100

100

 

 

 

3.4

4 года

%

96,5

93,0

100

100

100

100

100

 

 

 

3.5

5 лет

%

96,3

100

100

100

100

100

100

 

 

 

3.6

6 лет

%

100

100

100

100

100

100

100

 

 

 

3.7

7 лет

%

100

100

100

100

100

100

100

 

 

 

3.8

Охват детей программами дошкольного образования (с учетом численности детей в возрасте 1 – 6 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 – 6 лет, обучающихся в общеобразовательной организации)

%

74,0

74,0

73,6

74,5

74,7

75,9

77,3

 

 

 

4

Численность детей, поставленных на учет для получения дошкольного образования

чел.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.1

Для детей от рождения до 3 лет

 

175

128

135

130

120

110

110

 

4.2

Для детей 3-7 лет

 

20

17

0

0

0

0

0

 

5

Потребность в увеличении числа мест в дошкольных образовательных организациях

мест

55

60

0

0

0

0

0

 

 

 

6

Инструменты сокращения очереди в дошкольные образовательные организации (ежегодно) – количество мест, созданных в ходе мероприятий по обеспечению к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования

мест

55

60

 

 

 

 

 

 

 

 

6.1.

в том числе высокозатратные места (за счет вновь создаваемых мест в дошкольных образовательных организациях), из них:

мест

-

-

-

-

-

-

-

 

 

 

6.1.1

за счет создания дополнительных мест в функционирующих дошкольных образовательных организациях (капитальный ремонт (далее – капремонт))

 

мест

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.1.2.

за счет возврата и капремонта ранее переданных зданий дошкольных образовательных организаций, пустующих зданий

мест

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.1.3

за счет использования имеющихся резервов (увеличение количества мест МДОО в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях и перерасчета площадей групповых ячеек существующих МДОО по нормативу 2 кв.м. на ребенка 3-7 лет)

мест

-

60

-

-

-

-

-

 

 

 

6.1.4

За счет расширения альтернативных форм дошкольного образования (создание семейных детских садов)

мест

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Места, введенные с 1 января 2012 года (накопленным итогом)

мест

55

60

 

 

 

 

 

 

7.1

За счет создания дополнительных мест в функционирующих дошкольных образовательных организациях (кап.ремонт)

мест

10

 

 

 

 

 

 

 

7.2

За счет возврата и капремонта ранее переданных зданий дошкольных образовательных организаций, пустующих зданий

мест

25

 

 

 

 

 

 

 

7.3

за счет использования имеющихся резервов

мест

-

60

-

-

 

 

 

 

7.4

создание семейных детских садов

мест

20

0

0

0

 

 

 

 

8

Численность других категорий работников дошкольного образования

человек

146

144

137

137

137

137

137

 

 

 

9

Численность педагогических работников дошкольного образования

 

 

 

человек

73

71

70

70

70

70

70

 

 

 

10

Число воспитанников в расчете на 1 педагогического работника

человек

8,6

9,3

9,2

9,1

8,9

9,1

9,3

 

 

 

11

Отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования

%

93,5

95,8

98,1

100

100

100

100

 

 

 

12

Доля педагогических работников дошкольных образовательных организаций, которым при прохождении аттестации в соответствующем году присвоена первая или высшая категория

%

48,6

48,9

49,3

52,2

56,7

60,6

64,6

 

 

 

13

Удельный вес численности работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в общей численности работников дошкольных образовательных организаций

%

66,7

67,0

66,1

66,1

66,1

66,1

66,1

 

 

 

 

 

 

4. Мероприятия по повышению эффективности и качества услуг дошкольного образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту

 

 

 

Ответственные исполнители

Сроки реализации

Показатели

Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей

в дошкольные образовательные организации

 

1.

Разработка и подписание соглашений о предоставлении субсидии бюджетам муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области на выполнение мероприятий в рамках государственной программы «Ликвидация очередности в дошкольных образовательных организациях Нижегородской области детей в возрасте 3-7 лет на период до 2023 года», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 19 сентября 2012 года № 646

 

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района

 

 

2013-2015

годы и на период до 2023 года

Заключение соглашений с ОМСУ (при условии их участия) на выполнение мероприятий в рамках государственной программы «Ликвидация очередности в дошкольных образовательных организациях Нижегородской области детей в возрасте 3-7 лет на период до 2023 года»

 

1.1

мониторинг и оценка эффективности реализации государственной программы «Ликвидация очередности в дошкольных образовательных организациях Нижегородской области детей в возрасте 3-7 лет на период до 2023 года», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 19 сентября 2012 года № 646

 

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района

 

2013-2015

годы и на период до 2023 года

Подготовка ежегодного отчета об итогах реализации государственной программы

«Ликвидация очередности в дошкольных образовательных организациях Нижегородской области детей в возрасте 3-7 лет на период до 2023 года»

 

2.

Учет обновленных требований к условиям предоставления услуг дошкольного образования, мониторинг и анализ предписаний надзорных органов с целью обеспечения минимизации регулирующих требований к организации дошкольного образования при сохранении качества услуг и безопасности условий их предоставления

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района

 

2014 – 2018 годы

Проведение обучающих семинаров по применению обновлённых регулирующих документов

 

Проведение ежеквартального мониторинга по выявленным нарушениям предписаний надзорных органов

 

Отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования

 

Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования

 

3.

Организация в рамках своей компетенции работы по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования после их утверждения на федеральном уровне, включая мероприятия по актуализации (разработке) образовательных программ дошкольных образовательных организаций в соответствии со стандартами дошкольного образования

 

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района, руководители дошкольных образовательных организаций

 

2013 – 2016 годы

План мероприятий по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, утвержденный приказом министерства образования Нижегородской области

 

Отношение численности детей 3 – 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3 – 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 – 7 лет, обучающихся в общеобразовательной организации

4.

Разработка на основе федеральных рекомендаций показателей эффективности деятельности муниципальных организаций дошкольного образования, их руководителей и основных категорий работников

 

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района, руководители дошкольных образовательных организаций

 

 

 

 

2013 год

МКДОО, в которых оценка деятельности дошкольных образовательных организаций, их руководителей и основных категорий работников осуществляется на основании показателей эффективности деятельности муниципальных организаций дошкольного образования

 

5.

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района, руководители дошкольных образовательных организаций, педагогические работники дошкольных образовательных организаций

2014-2018

Удельный вес численности воспитанников дошкольных образовательных организаций в возрасте от 3 до 7 лет, охваченных образовательными программами, соответствующими федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования

6.

Осуществление мероприятий, направленных на оптимизацию расходов на оплату труда вспомогательного, административно-управленческого персонала. Дифференциация оплаты труда вспомогательного, административно-управленческого персонала, исходя из предельной доли расходов на оплату их труда в общем фонде оплаты труда организации не более 40 %

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района, руководители дошкольных образовательных организаций

2014-2018 годы

Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников муниципальных образовательных организаций дошкольного образования к средней заработной плате в общем образовании Нижегородской области

 

Численность воспитанников в расчете на 1 педагогического работника

7.

Оптимизация численности по отдельным категориям педагогических работников, определенных указами Президента Российской Федерации, с учетом увеличения производительности труда и проводимых институциональных изменений

 

 

 

 

Введение эффективного контракта в дошкольном образовании

 

8.

Внедрение разработанных Министерством образования и науки Российской Федерации механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций дошкольного образования:

 

2013 год

Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников муниципальных образовательных организаций дошкольного образования к среднемесячной заработной плате в общем образовании Нижегородской области

8.1.

Планирование дополнительных расходов местного бюджета на повышение оплаты труда педагогических работников дошкольных образовательных организаций в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

Администрация Сокольского муниципального района

2013 – 2018 годы

Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников муниципальных образовательных организаций дошкольного образования к среднемесячной заработной плате в общем образовании Нижегородской области

 

 

 

 

 

 

 

8.2.

Проведение работы по заключению трудовых договоров с руководителями муниципальных организаций дошкольного образования в соответствии с типовой формой договора

 

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района

2014 – 2018 годы

Составление ежеквартального аналитического отчета о мероприятиях по организации заключения дополнительных соглашений к трудовому договору (новых трудовых договоров)

8.3.

Сбор и предоставление информации о введении эффективного контракта, включая показатели развития дошкольного образования, в соответствии с соглашениями

 

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района

 

2014 – 2018 годы

Составление ежеквартального аналитического отчета о мероприятиях по введению эффективного контракта

9.

Информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта: (организация проведения разъяснительной работы в трудовых коллективах, публикации в средствах массовой информации, проведение семинаров и другие мероприятия, участие в рамках своей компетенции в федеральном мониторинге влияния внедрения эффективного контракта на качество образовательных услуг дошкольного образования)

 

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района, руководители организаций дошкольного образования совместно с районной организацией профсоюза работников образования

 

2014 – 2018 годы

Проведение семинаров по вопросам введения эффективного контракта.

Создание информационного ресурса, отражающего вопросы введения эффективного контракта

 

 

 

10.

Совершенствование действующих моделей аттестации педагогических работников организаций дошкольного образования с последующим их переводом на эффективный контракт

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района, руководители дошкольных образовательных организаций

2014-2018 годы

Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников муниципальных образовательных организаций дошкольного образования к средней заработной плате в общем образовании Нижегородской области

 

Доля педагогических работников дошкольных образовательных организаций, которым при прохождении аттестации присвоена первая или высшая категория

11.

Проведение аттестации педагогических работников организаций дошкольного образования с последующим их переводом на эффективный контракт

 

 

 

5. Показатели повышения эффективности и качества услуг в сфере дошкольного образования,
соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту

 

 

 

Единица измерения

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

Результаты

1.

Отношение численности детей 3 – 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте
3 -7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте
5 -7 лет, обучающихся в общеобразовательной организации

 

процентов

95,8

99,6

100

100

100

100

К концу 2015 года всем детям в возрасте от 3 до 7 лет будет предоставлена возможность получения дошкольного образования

2.

Удельный вес воспитанников дошкольных образовательных организаций, обучающихся по программам, соответствующим требованиям стандартов дошкольного образования, в общей численности воспитанников дошкольных образовательных организаций

-»-

-

-

30

60

100

100

Во всех дошкольных образовательных организациях будут реализоваться образова­тельные программы дошкольного образова­ния, соответствующие требованиям федераль­ного государственного образовательного стандарта дошкольного образования

3.

Удельный вес муниципальных дошкольных образовательных организаций, в которых оценка деятельности дошкольных образовательных организаций, их руководителей и основных категорий работников осуществляется на основании показателей эффективности деятельности подведомственных муниципальных организаций дошкольного образования в соответствии с федеральными рекомендациями

-»-

-

50

80

80

100

100

В 2017 году в районе будет внедрена система оценки деятельности дошкольных образовательных организаций

4.

Повышение доли педагогических и руководящих работников государственных (муниципальных) дошкольных образовательных организаций, прошедших в течение последних 3 лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных организаций до 100 процентов к 2016 году

процентов

68

73

88

100

100

100

100% педагогических работников дошкольного образования пройдут переподготовку и повышение квалификации с периодичностью 1 раз в три года

5.

Удельный вес численности штатных педагогических работников дошкольных образовательных организаций со стажем работы менее 10 лет в общей численности штатных педагогических работников дошкольных образовательных организаций

процентов

28

28,7

28,7

28,7

28,7

28,7

Увеличение численности штатных педагогических работников дошкольных образовательных организаций с педагогическим стажем работы менее 10 лет в общей численности штатных педагогических работников дошкольных образовательных организаций

6.

Охват детей дошкольными образовательными организациями (отношение численности детей в возрасте от 0 до 3 лет, посещающих дошкольные образовательные организации, к общей численности детей в возрасте от 0 до 3 лет)

%

68,4

71,6

69,8

74,7

78,8

80,2

Увеличение доли детей в возрасте от 0 до 3 лет, посещающих дошкольные образовательные организации, от общей численности детей в возрасте от 0 до 3 лет.

7.

Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников муниципальных образовательных организаций дошкольного образования к среднемесячной заработной плате в общем образовании Нижегородской области

процентов

85

100

100

100

100

100

Среднемесячная заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций будет соответствовать средней заработной плате в сфере общего образования в Нижегородской области, повысится качество кадрового состава дошкольного образования

 

 

 

II. Изменения в общем образовании, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту

 

 

 

1. Основные направления

 

 

 

Обеспечение достижения учащимися общеобразовательных организаций новых образовательных результатов включает в себя:

 

введение в рамках своей компетенции федеральных государственных образовательных стандартов;

 

внедрение в рамках своей компетенции методических рекомендаций Минобрнауки РФ по корректировке основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

 

реализацию мероприятий по подготовке и переподготовке современных педагогических кадров (модернизация педагогического образования) и мероприятий государственных программ социально-экономической поддержки молодых специалистов.

 

Обеспечение равного доступа к качественному образованию включает в себя:

 

внедрение в рамках своей компетенции системы оценки качества общего образования;

 

реализацию регионального плана мероприятий поддержки общеобразовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях.

 

Введение эффективного контракта в общем образовании включает в себя:

 

внедрение в рамках своей компетенции механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций общего образования, внедрение в рамках своей компетенции механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций общего образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых муниципальных услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации общего образования на основе рекомендаций Минобрнауки РФ;

 

информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта;

 

совершенствование (модернизация) действующих моделей аттестации педагогических работников общеобразовательных организаций с последующим их переводом на эффективный контракт;

 

разработка комплексов мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации учащихся в общеобразовательных организациях.

 

 

 

2. Ожидаемые результаты

 

 

 

Обеспечение достижения новых образовательных результатов предусматривает:

 

обеспечение обучения всех учащихся общеобразовательных организаций по новым федеральным государственным образовательным стандартам;

 

повышение качества подготовки учащихся общеобразовательных организаций, которое оценивается, в том числе по результатам их участия в международных сопоставительных исследованиях.

 

Обеспечение равного доступа к качественному образованию предусматривает:

 

введение оценки деятельности организаций общего образования на основе показателей эффективности их деятельности;

 

сокращение отставания от среднего по Нижегородской области уровня образовательных результатов выпускников общеобразовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях.

 

Введение эффективного контракта в общем образовании предусматривает обновление кадрового состава и привлечение молодых талантливых педагогов для работы в общеобразовательных организациях.

 

 

 

 

 

3. Основные количественные характеристики системы общего образования

 

 

 

 

Единица измерения

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018

год

Численность детей и молодежи 7 – 17 лет

человек

 

1353

1328

1333

1378

1407

1446

1490

Численность учащихся по программам общего образования в общеобразовательных организациях

-»-

 

1111

1091

1073

1150

1182

1192

1226

Количество общеобразовательных организаций

единиц

11

11

11

11

11

11

11

Численность учащихся в расчете на 1 педагогического работника общеобразовательной организации

человек

 

6,5

7

7

8

8

9

9

Удельный вес численности учащихся общеобразовательных организаций, обучающихся по новым федеральным государственным образовательным стандартам (к 2018 году обучаться по федеральным государственным образовательным стандартам будут все учащиеся 1 - 8 классов)

процентов

12,1

31,8

44,3

52,8

62,9

71,9

80,8

Доля работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в общей численности работников общеобразовательных организаций

процентов

31,3

31,4

33,5

33,5

33,5

33,5

33,5

Доля педагогических работников общеобразовательных организаций, которым при прохождении аттестации в соответствующем году присвоена первая или высшая квалификационная категория

-«-

70,2

70,4

71,9

73,6

73,8

73,8

74,6

Удельный вес численности обучающихся, охваченных мероприятиями профессиональной ориентации, в общей их численности

-«-

59,4

60,1

60,3

61,4

61,4

61,4

61,4

 

 

 

4. Мероприятия по повышению эффективности и качества услуг в сфере общего образования,
соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту

 

 

 

 

 

Ответственные исполнители

Сроки реализации

Показатели

 

Достижение новых качественных образовательных результатов

 

1.

Комплекс мероприятий по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов:

 

 

Распоряжение Правительства Нижегородской области

начального общего образования

 

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района, руководители и педагогические работники общеобразовательных организаций

 

2013 - 2014 годы

Удельный вес численности учащихся общеобразовательных организаций, обучающихся по новым федеральным государственным образовательным стандартам

Соотношение результатов единого государственного экзамена по русскому языку и математике в 10 % общеобразовательных организаций с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах общеобразовательных организаций с худшими результатами единого государственного экзамена

основного общего образования

2015 - 2018 годы

2.

Участие в федеральном мониторинге уровня подготовки и социализации учащихся общеобразовательных организаций

 

 

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района, руководители общеобразовательных организаций

2015 - 2018 годы

Отчет о мониторинге уровня подготовки и социализации учащихся общеобразовательных организаций

 

Отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах общеобразовательных организаций с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах общеобразовательных организаций с худшими результатами единого государственного экзамена

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внедрение в рамках своей компетенции методических рекомендаций по корректировке основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с учетом российских и международных исследований образовательных достижений учащихся общеобразовательных организаций

 

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района, руководители и педагогические работники общеобразовательных организаций

 

Отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена

3.1.

 

 

 

 

 

 

Участие в рамках своей компетенции в международном сопоставительном исследовании по оценке качества математического и естественно-научного образования (TIMSS)

 

2014 год

Участие учащихся в исследованиях образовательных достижений

3.2.

 

 

 

 

 

 

3.3.

Участие в рамках своей компетенции в международном сопоставительном исследовании по исследованию качества чтения и понимания текста (PIRLS)

 

2014 год

Участие учащихся в исследованиях образовательных достижений

 

Участие в рамках своей компетенции в международном сопоставительном исследовании по оценке образовательных достижений учащихся (PISA)

 

 

2015 и 2018 годы

Участие учащихся в исследованиях образовательных достижений

4.

Разработка комплекса мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных организаций

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района, руководители общеобразовательных организаций

2014-2015 годы

Удельный вес численности учащихся на старшей ступени среднего полного общего образования, охваченных мероприятиями профессиональной ориентации, в общей их численности

5.

Осуществление мероприятий, направленных на оптимизацию расходов на оплату труда вспомогательного, административно-управленческого персонала.

Дифференциация оплаты труда вспомогательного, административно-управленческого персонала, исходя из предельной доли расходов на оплату их труда в общем фонде оплаты труда организации не более 40 %

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района, руководители общеобразовательных организаций

2014-2018 годы

Отношение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций к средней заработной плате в Нижегородской области

 

Удельный вес численности учителей общеобразовательных организаций в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций

6.

Оптимизация численности по отдельным категориям педагогических работников, определенных указами Президента Российской Федерации, с учетом увеличения производительности труда и проводимых институциональных изменений

7.

Реализация мероприятий, направленных на обеспечение доступности общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования для всех категорий граждан

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района, руководители общеобразовательных организаций

2014-2018 годы

Удельный вес численности учащихся общеобразовательных организаций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в общей численности учащихся общеобразовательных организаций

Обеспечение доступности качественного образования

 

8.

Разработка (изменение) показателей эффективности деятельности подведомственных муниципальных общеобразовательных организаций, их руководителей и основных категорий работников на основе методических рекомендаций, разработанных Минобрнауки РФ

 

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района, руководители общеобразовательных организаций

2013 год

Количество муниципальных общеобразовательных организаций, оценка деятельности которых, их руководителей и основных категорий работников осуществляется на основании показателей эффективности деятельности подведом­ственных муниципальных общеобразовательных организаций

Введение эффективного контракта в общем образовании

 

9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внедрение разработанных Министерством образования и науки Российской Федерации механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками в системе общего образования:

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района, руководители общеобразовательных организаций с участием районной организации профсоюза работников образования

 

Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций к среднемесячной заработной плате в Нижегородской области;

удельный вес численности учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций

9.1

Внесение изменений в Положение об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Сокольского муниципального района, утвержденное постановлением администрации Сокольского муниципального района от 14.12.2014 г. № 499, направленных на установление взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных услуг и эффективностью деятельности руководителя общеобразовательной организации

 

 

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района совместно с районной организацией профсоюза работников образования

 

2014-2015

Постановление администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области

9.2

Разработка и принятие в соответствии пунктом 10 раздела 4 Мероприятия по повышению эффективности и качества услуг в сфере общего образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту» настоящего Плана

соответствующих муниципальных актов

 

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района

2014-2015

Отчет о принятии правовых актов

9.3

Планирование дополнительных расходов местного бюджета на повышение оплаты труда педагогических работников общеобразовательных организаций в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

Администрация Сокольского муниципального района

 

2013 - 2018 годы

Нормативные правовые акты муниципального района

 

Среднемесячная заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций составит не менее 100 процентов среднемесячной заработной платы в Нижегородской области

10.

Проведение работы по заключению трудовых договоров с руководителями муниципальных общеобразовательных организаций в соответствии с типовой формой договора

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района

 

2013 - 2018 годы

Составление ежеквартального аналитического отчета о мероприятиях по организации заключения дополнительных соглашений к трудовому договору (новых трудовых договоров)

11.

 

 

 

Информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.1.

Организация проведения разъяснительной работы в трудовых коллективах, публикации в средствах массовой информации, проведение семинаров и другие мероприятия

 

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района, образовательные организации совместно с районной организацией профсоюза работников образования

 

2013 - 2018 годы

Проведение семинаров по вопросам введения эффективного контракта

 

создание информационного ресурса, отражающего вопросы введения эффективного контракта

 

 

12.

Мониторинг влияния внедрения эффективного контракта на качество образовательных услуг общего образования и удовлетворенности населения качеством общего образования

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района

 

2015-2017 годы

Составление ежеквартального аналитического отчета о мероприятиях по результатам мониторинга

13.

Совершенствование моделей аттестации педагогических работников общеобразовательных организаций с последующим их переводом на эффективный контракт

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района, руководители общеобразовательных организаций

2014-2018 годы

Отношение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций к средней заработной плате в Нижегородской области

 

Доля педагогических работников общеобразовательных организаций, которым при прохождении аттестации присвоена первая или высшая категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Показатели повышения эффективности и качества услуг в сфере общего образования,
соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту

 

 

 

 

 

 

 

Единица измерения

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

Результаты

1.

Соотношение результатов единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) по русскому языку и математике

в 10 процентах общеобразовательных организаций с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах общеобразовательных организаций с худшими результатами единого государственного экзамена

 

безраз-мерная величина

2,02

1,74

1,7

1,66

1,62

1,58

Улучшатся результаты выпускников общеобразовательных организаций, в первую очередь тех общеобразовательных организаций, выпускники которых показывают низкие результаты единого государственного экзамена

2.

Средний балл единого государственного экзамена в 10 процентах общеобразовательных организаций с худшими результатами единого государственного экзамена

баллов

30,71

31,00

31,30

31,60

31,90

32,20

3.

Удельный вес численности учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций

-»-

21,9

22

22

22

22

22

Численность учителей в возрасте до 35 лет будет составлять не менее 20 процентов общей численности учителей общеобразовательных организаций

 

4.

Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций к среднемесячной заработной плате в Нижегородской области

проценты

100

100

100

100

100

100

Среднемесячная заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций составит не менее 100 процентов среднемесячной заработной платы в Нижегородской области

5.

Удельный вес муниципальных образовательных организаций, в которых оценка деятельности общеобразовательных организаций, их руководителей и основных категорий работников осуществляется на основании показателей эффективности деятельности подведомственных муниципальных общеобразовательных организаций

-»-

-

50

80

100

100

100

В 2016 году во всех муниципальных образовательных организациях будет внедрена система оценки деятельности общеобразовательных организаций

6.

Отношение количества аттестованных педагогических работников к количеству педагогических работников, подлежащих аттестации

процентов

-

100

100

100

100

100

Начиная с 2014 года все педагогические работники, подлежащие аттестации, будут аттестованы

 

 

 

III. Изменения в дополнительном образовании детей, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту

 

 

 

 

 

1.  Основные направления

 

 

 

Расширение потенциала системы дополнительного образования детей включает в себя:

 

- реализацию подпрограммы развития дополнительного образования детей в рамках реализации государственной программы «Развитие образования в Нижегородской области на 2014-2016 годы и на период до 2022 года», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 31 октября 2013 года № 802;

 

- распространение лучших моделей организации дополнительного образования детей;

 

- внедрение в рамках своей компетенции системы оценки качества дополнительного образования детей на основе рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации.

 

Создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению включает в себя реализацию Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

 

Введение эффективного контракта в дополнительном образовании включает в себя:

 

- внедрение в рамках своей компетенции механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций дополнительного образования и внедрение в рамках своей компетенции механизмов эффективного контракта с руководителями организаций дополнительного образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых муниципальных услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя организации дополнительного образования на основе рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации;

 

- информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта;

 

- совершенствование (модернизация) моделей аттестации педагогических работников дополнительного образования детей с последующим переводом их на эффективный контракт.

 

 

 

2. Ожидаемые результаты

 

 

 

 

 

Не менее 84 процентов детей от 5 до 18 лет будут охвачены программами дополнительного образования.

 

 

 

3. Основные количественные характеристики системы дополнительного образования

 

 

 

 

Единица измерения

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

Численность детей и молодежи 5 - 18 лет (не включая 18-летних)

человек

 

1692

1705

1720

1725

1730

1735

1746

Доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования, в общей численности детей и молодежи 5 - 18 лет

проценты

84

84

84

84

84

84

84

Численность педагогических работников организаций дополнительного образования

человек

17

17

17

17

17

17

17

Численность детей в возрасте от 5 до 18 лет в расчете на одного педагогического работника организаций дополнительного образования

человек

100

100

101

101,5

101,7

102

102,7

Доля педагогических работников программ дополнительного образования, которым при прохождении аттестации в соответствующем году присвоена первая или высшая категория

процентов

53,3

53,8

54,5

57,2

62,8

67,4

72,2

 

 

 

 

 

4. Мероприятия по повышению эффективности и качества услуг в сфере дополнительного образования детей, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту

 

 

 

 

 

Ответственные исполнители

Сроки реализации

Показатели

 

Расширение потенциала системы дополнительного образования детей

 

1.

 

Реализация подпрограммы развития дополнительного образования детей в рамках реализации государственной программы «Развитие образования на 2014-2016 годы и на период до 2022 года», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 31 октября 2013 года № 802:

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района, руководители образовательных организаций дополнительного образова­ния

2013-2018

Доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодежи 5-18 лет

 

1.1.

 

Реализация, мониторинг и оценка эффективности реализации подпрограммы развития дополнительного образования детей

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района, муниципальные организации дополнительного образования

2014 – 2016 годы

Удельный вес численности обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования

2.

Совершенствование организационно-экономических механизмов обеспечения доступности услуг дополнительного образования детей:

 

 

Доля детей, охваченных дополнительными общеобразовательными программами, общей численности детей и молодежи 5-18 лет

 

2.1

Приведение условий организации дополнительного образования в соответствие с обновленными нормативными документами Российской Федерации, регулирующими требования к условиям организации образовательного процесса (по мере принятия нормативных актов) в рамках совершенствования организационно-экономических механизмов обеспечения доступности услуг дополнительного образования детей

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района, руководители организаций дополнительного образования

 

2013-2015 годы

Приказ отдела образования

2.2

Разработка методических рекомендаций по созданию условий для развития инфраструктуры дополнительного образования детей

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района

 

2015 год

Методические рекомендации по созданию условий для развития инфраструктуры дополнительного образования детей

3.

Распространение современных моделей организации дополнительного образования

 

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района

 

2014- 2018 годы

Доля детей, охваченных дополнительными общеобразовательными программами, в общей численности детей и молодежи 5-18 лет

 

4.

Внедрение системы оценки качества дополнительного образования детей:

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района, руководители образовательных организаций дополнительного образования

 

2014 год

Удельный вес образовательных организаций дополнительного образования, в которых оценка деятельности подведомственных организаций дополнительного образования, их руководителей и основных категорий работников осуществляется на основании показателей эффективности деятельности подведомственных (государственных) муниципальных организаций дополнительного образования

 

4.1.

Разработка показателей эффективности деятельности подведомственных муниципальных организаций дополнительного образования, их руководителей и основных категорий работников

 

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района, руководители образовательных организаций дополнительного образования

 

2014 год

Правовые акты об утверждении показателей эффективности деятельности подведомственных муниципальных организаций дополнительного образования и показателей эффективности деятельности их руководителей

4.2.

Внедрение системы оценки качества дополнительного образования детей на основе рекомендаций Минобрнауки Российской Федерации

2015-2018 годы

5.

Реализация Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района, руководители образовательных организаций дополнительного образования

 

2013 - 2018 годы

Удельный вес численности обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования

 

Введение эффективного контракта в системе дополнительного образования детей

 

6.

Апробация и внедрение моделей эффективного контракта с педагогическими работниками государственных и муниципальных организаций дополнительного образования:

 

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района совместно с районной организацией профсоюза работников образования

 

2014 год

Отношение среднемесячной заработной платы педагогов государственных и муниципальных организаций дополнительного образования к среднемесячной заработной плате в Нижегородской области

6.1.

Разработка и апробация моделей эффективного контракта в дополнительном образовании детей

 

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района, руководители организаций дополнительного образования (при условии их участия)

 

2013 -2014 годы

 

Проведение обучающих семинаров по разъяснению модели эффективного контракта в дополнительном образовании детей

 

6.2.

Внедрение апробированных моделей эффективного контракта с руководителями образовательных организаций дополнительного образования, в том числе:

 

2013 - 2018 годы

Мониторинг влияния внедрения эффективного контракта на качество системы дополнительного образования:

ежеквартальный отчет по внедрению эффективного контракта

6.2.1.

Внесение изменений в Положение об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений, утвержденное постановлением администрации Сокольского муниципального района от 14.12.2012 г. № 499, в части установления механизмов стимулирования руководителей организаций дополнительного образования, направленных на установление взаимосвязи между показателями качества предоставляемых муниципальных услуг и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации

 

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014-2015

постановление администрации Сокольского муниципального района

6.2.2.

Проведение работы по заключению трудовых договоров с руководителями муниципальных организаций дополнительного образования в соответствии с типовой формой договора

 

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района

2013 – 2017 годы

Составление ежеквартального аналитического отчета о мероприятиях по заключению дополнительных соглашений к трудовому договору (новых трудовых договоров)

 

 

6.2.3.

Планирование дополнительных расходов местного бюджета на повышение оплаты труда педагогических работников организаций дополнительного образования

 

Администрация Сокольского муниципального района

 

2013 – 2018 годы

Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных организаций дополнительного образования к среднемесячной заработной плате учителей в Нижегородской области

6.2.4.

Поэтапное повышение заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования детей

Администрация Сокольского муниципального района

 

2013 – 2018 годы

6.2.5.

Осуществление мероприятий, направленных на оптимизацию расходов на оплату труда вспомогательного, административно-управленческого персонала.

Дифференциация оплаты труда вспомогательного, административно-управленческого персонала, исходя из предельной доли расходов на оплату труда в общем фонде оплаты труда организации не более 40 процентов

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района, руководители образовательных организаций

2014 – 2018 годы

6.2.6.

Оптимизация численности по отдельным категориям педагогических работников, определенных указами Президента Российской Федерации, с учетом увеличения производительности труда и проводимых институциональных изменений

6.2.7.

Проведение аттестации педагогических работников дополнительного образования детей с последующим переводом их на эффективный контракт

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района, руководители организаций дополнительного образования

2014 - 2018 годы

Доля педагогических работников программ дополнительного образования, которым при прохождении аттестации присвоена первая или высшая категория

7.

Обеспечение качества кадрового состава сферы дополнительного образования детей:

 

2013 – 2018 годы

Удельный вес численности молодых педагогов в возрасте до 35 лет в государственных (муниципальных) образовательных организациях дополнительного образования

7.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация программ социально-экономической поддержки молодых специалистов

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района, руководители организаций дополнительного образования

2014-2018 годы

 

 

 

 

 

7.2.

Информационное сопровождение мероприятий по введению эффективного контракта в дополнительном образовании детей (организация проведения разъяснительной работы в трудовых коллективах, публикации в средствах массовой информации, проведение семинаров и другие мероприятия)

Отдел образования администрации Сокольского муниципального района совместно с районной организацией профсоюза работников образования

2014 – 2018 годы

Проведение семинаров по вопросам введения эффективного контракта

 

Создание информационного ресурса, отражающего вопросы введения эффективного контракта

 

 

 

 

 

 

 

5. Показатели повышения эффективности и качества услуг в сфере дополнительного образования детей,
соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту

 

 

 

 

 

Единица измерения

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

Результаты

1.

Доля детей, охваченных дополнительными общеобразовательными программами, в общей численности детей и молодежи 5-18 лет

 

процентов

84

84

84

84

84

84

Не менее 84 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет будут получать услуги дополнительного образования

2.

Удельный вес численности обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования

-»-

70

70

70

70

70

70

Не менее 70 процентов обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования будут участвовать в олимпиадах, конкурсах различного уровня

3.

Отношение среднемесячной заработной платы педагогов государственных и муниципальных организаций дополнительного образования к среднемесячной заработной плате учителей в общеобразовательных организациях Нижегородской области

процентов

80,4

80

85

90

100

100

Во всех организациях дополнительного образования будет обеспечен переход на эффективный контракт с педагогическими работниками. Среднемесячная заработная плата педагогов дополнительного образования детей составит 100 процентов к среднемесячной заработной плате учителей в общеобразовательных организациях Нижегородской области

4.

Удельный вес численности молодых педагогов в возрасте до 35 лет в государственных (муниципальных) образовательных организациях дополнительного образования

-»-

18

20

20

20

20

24

Численность молодых педагогов в возрасте до 35 лет будет составлять не менее 22 процентов общей численности педагогов дополнительного образования детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

New layer...
Вы здесь: Главная Документы План мероприятий («Дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры в Сокольском муниципальном районе Нижегородской области»